Логопед для взрослых
 
Главная > О логопедии> Для студента
 ЛОГОПЕД - СТУДЕНТУ
Автор ответов на Ваши вопросы: дефектолог / логопед для взрослых Ю.Н. Харашкевич
 
 
- Пришлите, пожалуйста, информацию об анализе звуков русского языка;
- Каковы стадии развития речи ребёнка?
- В чём проявляется нарушение фонематического слуха?
- Из чего состоит интонация высказывания?
- Как у детей развивается речь - грамматически и лексически?  
- Каковы причины заикания?  
- Какими бывают проявления заикания?
Логопед для взрослых Ю.Н.Харашкевич.
- Есть ли правила речи для заикающихся?
- Какие свойства у голоса?
- Что такое ринофония?
- Чем отличается ринофония от ринолалии?
 
Вопрос!
Пришлите, пожалуйста, информацию об анализе звуков русского языка - артикуляция основных звуковых групп и их фонетические характеристики (студентка Университета, США).
Ответ.
Здравствуйте, А.! Начну так: фонетика включает изучение звуковой стороны русского языка.
Все звуки делятся на гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И) и согласные звуки (Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ).
Мы с Вами разберём сначала только основные СОГЛАСНЫЕ звуки:
 
шипящие звуки: Ж, Ш, Щ, Ч.
Дефектолог / логопед
[Ж] - артикуляция: губы вытянуты в виде -трубочки-; зубы чуть-чуть приоткрыты; язык поднят -ковшиком-; воздух проходит свободно, без преграды; говорится с голосом.
-характеристика звука: шипящий, звонкий (парный со звуком Ш), твёрдый всегда!
Юлия Николаевна
Харашкевич
 
[Ш] - артикуляция: та же, что у звука Ж, но звук Ш говорится без голоса.
-характеристика звука: шипящий, глухой (парный со звуком Ж), твёрдый всегда!
 
   
свистящие звуки: З, С, Ц.  
[З] - артикуляция: губы улыбаются; зубы сближены (но не сомкнуты); кончик языка упирается в нижние зубы; струя воздуха идёт свободно; звук говорится с голосом - звенит.  
-характеристика звука: свистящий; звонкий (парный со звуком С); может быть и мягким, и твёрдым.  
[С] - артикуляция: та же, что у звука З, но звук С говорится без голоса - свистит.  
-характеристика звука: свистящий; глухой (парный со звуком З); может быть и мягким, и твёрдым.  
   
звуки Р, Л.  
[Р] - (дрожащий), артикуляция: губы слегка улыбаются; зубы приоткрыты; кончик языка дрожит, быстро касаясь альвеол (альвеолы - это бугорки на нёбе за верхними зубами); звук говорится при сильном выдохе; звук говорится с голосом; этот звук очень красивый, музыкальный, придаёт речи чёткость и ясность.  
-характеристика звука: звонкий всегда (непарный); может быть и твёрдым, и мягким.  
[Л] - артикуляция: губы улыбаются; зубы приоткрыты; кончик языка касается десны за верхними зубами; здесь образуется преграда для струи воздуха; звук говорится с голосом.  
-характеристика звука: звонкий всегда (непарный); может быть и твёрдым, и мягким.  
 
Вопрос!  
Каковы стадии развития речи русского ребёнка? (студентка Университета, США).  
Ответ.  
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; были бы развиты слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: внимание, память, мышление; физическое состояние было бы хорошим.  
Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов. На ранних этапах речевого развития слова произносятся ребёнком очень искажённо. Правильным произношением ребёнок овладевает очень постепенно.  
В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К 9-10 месяцам ребёнок произносит отдельные звуки (это: гласные А, О, Э и согласные П, Б, М) и слова, состоящие из одинаковых слогов (из этих звуков и состоят первые слова: МАМА, ПАПА, БАБА). К году словарь возрастает до 10-15 слов (кис, му, бе и др.).  
Несколько позже усваиваются и другие (тоже простые по артикуляции) звуки: гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Х, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (свистящие С, З, Ц, шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, соноры Л, Р) до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи ребёнка или заменяются на более простые для произношения звуки. Это называется возрастным косноязычием, и бывает свойственно в определённом возрасте всем детям.  
Постепенно развивается пассивный и активный словарный запас. К 2 годам активный словарь насчитывает 250-300 слов. В то же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к 3 годам фразовая речь усложняется. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения. К 5 годам словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза усложняется. К 6 годам ребёнок овладевает грамматически правильной речью.  
Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребёнком в несколько этапов. Например, ребёнок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СЬ и на С. Поэтому, к примеру, слово ШУБА звучит сначала как ТЮБА, СЮБА, СУБА и уже потом ШУБА.  
 
Вот самые распространённые звуки-заменители для сложных по произношению согласных:  
Л - Й, ЛЬ, Л (йампа - лямпа - лампа)  
Р - Й, ЛЬ, Л, Р (йиба - либа - лыба - рыба)  
С - ТЬ, СЬ, С (тянки - сянки - санки)  
Ш - ТЬ, СЬ, С, Ш (тюба - сюба - суба - шуба)  
Ц - ТЬ, СЬ, Ц (тяпля - сяпля - цапля)  
Но даже и после овладения правильным произношением звука ребёнок неустойчиво использует его в речи некоторое время. Новый звук используется в речи чаще, чем следует. Например, научившись говорить Ш, ребёнок начинает употреблять его и вместо С (сумка - шумка). Но по мере созревания речевого аппарата ребёнка совершенствуется и его произношение, всё более приближаясь к норме. И ещё ребёнок начинает различать звуки на слух, например: С-Ш; З-Ж; Ч-С, Ш-Щ, С-Т, Ш-Ч и так далее.  
Необходимым условием для исчезновения возрастного косноязычия является правильная, чёткая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых. Это - образец для подражания. Иначе процесс овладения речью у ребёнка затрудняется и появляются искажённые звуки. С этой же точки зрения вредно пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников. И совсем недопустимо сюсюкание взрослых с ребёнком. Здесь ребёнок лишается и стимула для улучшения своего произношения (ведь взрослым нравится его речь!)  
 
Вот примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи:  
1 - 2 года: А, О, Э, П, Б, М  
2 - 3 года: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, К, Г, Х, Н, Й  
3 - 5 лет: С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч  
4 - 6 лет: Л, Р  
Итак, не позднее, чем к пяти-шести годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. А также иметь достаточный активный словарь и овладеть грамматически правильной речью.  
 
Вопрос!  
В чём проявляется нарушение фонематического слуха? (студентка МГПУ).  
Ответ.  
Фонематический слух - это способность к слуховому восприятию звуков речи, то есть фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении ребёнком звуковой стороной языка. Развитый Ф.с.- важнейшее условие для успешного усвоения грамоты.  
Иногда развитие Ф.с. у ребёнка задерживается. Это приводит к специфическим недостаткам произношения: смешению, путанице звуков в словах.  
Недоразвитие и нарушение Ф.с. продолевается путём логопедических занятий.  
 
Вопрос!  
Из чего состоит интонация высказывания? (студентка Пед. института)  
Ответ.  
Здравствуйте, Е.! Интонация - это те произносительные средства, которые выражают смысл и эмоциональные оттенки речи. Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп - скорость произнесения речи. (При ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.  
 
Вопрос!  
Я знаю, что в английском языке есть стадии развития речи. Например, в первой стадии (от 15-30мес.) начинают появляться простые предложения; во второй (28-36 мес.) начинает появляться окончание –ing, а также дети начинают говорить предложения, используя слова-предлоги: на, в и.т.д. Есть ли в русском языке что-то подобное? (студентка Университета, США)  
Ответ. Развитие у детей грамматического и лексического оформления речи:  
Здравствуйте, А.! Конечно, и в русском языке есть такие же этапы в овладении речью детьми. То есть, помимо произносительной стороны речи, у ребёнка должны сформироваться правильные лексические и грамматические представления. (Лексика - словарный запас ребёнка; грамматика - согласование слов в предложении).  
 
Я говорила, что развитие речи ребёнка начинается, примерно, с 3 месяцев. Мы уже подробно рассмотрели, как сформировывается звукопроизношение.  
Несомненно, речь развивается комплексно: активная речь ребёнка и понимание им речи взрослых развивается одновременно.  
С 3 до 9 месяцев ребёнок просто лепечет; как бы играет звуками и слогами; подражает звукам речи окружающих и в результате получаются первые слова. Слоги для ребёнка становятся целым словом - мама, папа, баба, дядя, дай, кс-кс, ав-ав, ам-ам и др.  
От 9 мес. до 1 года словарь увеличивается и включает названия предметов, животных, игрушек; имена взрослых и детей. Ребёнок живо реагирует на обращённую к нему речь.  
А к 1,5 годам ребёнок говорит фразы из двух-трёх слов. Активный словарь включает около 250 слов.  
На протяжении 3-го года жизни в развитии ребёнка происходят значительные изменения. Очень увеличиватся роль речи в поведении ребёнка. Все реакции этого возраста на окружающее связаны с речью. Ребёнок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что его непосредственно окружает. Быстро растёт словарь, он достигает 1000 слов. Ребёнок уотребляет почти все части речи: существительные (кто? что?), глаголы (что делает?), прилагательные (какой?). Употребляет предлоги - за, под, перед, в, на, у, с, к, и др. ( с папой; на стул; у яблочка) Ребёнок 3 лет начинает говорить распространёнными предложениями. Например, ребёнок 3 лет говорит:"Договорились, сначала я морковку сьем, а потом пойдём с тобой гулять". Или:"Мамочка, посмотри, какие красивые цветы тётя несёт!" Меняется характер общения со взрослыми и детьми: общение становится речевым! Ребёнок начинает мыслить: сравнивать (снег белый, как сахар); обобщать (яблоко красное и флажок красный); делать умозаключения (мальчики мамы не бывают...) Дети этого возраста становятся почемучками, то есть задают много вопросов (как, где, когда, а куда ). Умеют пересказывать (по вопросам) сказку или рассказик. Ребёнок использует суффиксальное словообразование: большая собака, а маленькая собачка (кошка - кошечка; заяц - зайчик, зайка и т.д.)  
У детей 4-го года жизни широко используется разговорная форма речи. Увеличивается словарь, изложение связное. Предметы обьединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, т.д. Согласовываются правильно существительные и прилагательные (синее платье; синий шарик) или существительные и числительные (пять шариков, один шарик); правильно употребляются падежные окончания. Дети хорошо рассказывают или пересказывают.  
К 5 - 6 годам речь грамматически и лексически в основном сформирована.  
 
Вопрос!  
Каковы причины заикания? (студент экономического колледжа)  
Ответ.  
Здравствуйте, С.! Проблема заикания - логоневроза - занимает умы не одного поколения людей. Есть мнение, что заикание возникает от испуга, то есть - в результате психотравмы. Но это не единственная причина заикания.  
Многие дети, особенно в раннем возрасте, пугаются, но далеко не все после этого начинают заикаться. Следовательно, у ребёнка, начавшего заикаться, были предпосылки для возникновения заикания.  
Каковы же эти предпосылки? 1) неблагоприятные условия жизни и работы матери, а также разные заболевания в период беременности, поэтому здоровье ребёнка ослаблено, что и способствует появлению у него запинок;  
2) также появлению у человека заикания (или судорожных запинок) способствуют: черепно-мозговые травмы, соматические и инфекционные заболевания с высокой температурой;  
3) наследственная предрасположенность;  
4) чрезмерные интеллектуальные нагрузки;  
5) увлечение комьютерными и другими играми с агрессивной основой;  
6) различного рода эмоциональное напряжение, психотравмы; семейные конфликты.  
В возникновении заикания первостепенную роль играет нарушение взаимоотношений нервных процессов коры головного мозга. То есть нервный срыв в деятельности мозга. Отражается этот срыв в наиболее тонкой и ранимой области высшей нервной деятельности - в речи.  
 
Вопрос!  
Какими бывают проявления заикания? (студент экономического колледжа)  
Ответ.  
Здравствуйте, С.! Проявления заикания к настоящему времени изучены достаточно полно, эти проявления очень многообразны. Заикание проявляется не только как расстройство речи, но и как расстройство физического здоровья, общей моторики, расстройство нервной системы, к тому же заикание проявляется и в некоторых психических отклонениях.  
У заикающихся часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность движений или наоборот - двигательное беспокойство. Боязнь, даже - страх речи, эмоциональная угнетённость, неуверенность в себе, раздражительность, постоянные переживания из-за своей речи, ощущение своей, как бы, неполноценности, физическое напряжение во время речи.  
Всё это иногда приводит к изменению личности заикающегося и к нарушению общения его с окружающими.  
Таковы - кратко - проявления заикания.  
 
Вопрос!  
Есть ли правила речи для заикающихся? (студентка колледжа)  
Ответ.  
Да, Инна, существуют такие рекомендации:  
1) Разговаривая, необходимо придать телу свободную позу, чтобы мышцы шеи и плеч не напрягались.  
2) Перед началом речи сделайте вдох и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь.  
3) Во время речи держитесь естественно и смотрите на собеседника.  
4) Говорите чётко, гласные произносите немного протяжно.  
5) Согласные произносите легко, свободно.  
6) В каждом слове выделяйте ударный гласный - произносите его длительнее и громче.  
7) Первое слово во фразе говорите тише и медленнее, чем остальные.  
8) Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова в этих отрезках произносите слитно.  
9) В конце каждого предложения делайте чёткую паузу.  
10) Говорите выразительно.  
11) Говорите в ровном, умеренном темпе.  
12) Не спешите с ответом.  
13) При неудаче остановитесь, успокойтесь и начинайте говорить помедленнее.  
14) Контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, головой.  
 
Вопрос!  
Какие свойства у голоса человека? Олег, Москва.  
Ответ.  
Олег, ответ на этот вопрос Вы прочитаете в СЛОВАРЕ ЛОГОПЕДА >> (буква Г - голос).  
 
Вопрос!  
Что такое ринофония? Сергей, Москва  
Ответ.  
Нарушение тембра голоса. Человек говорит с прононсом, то есть - в нос. Вообще - голос тихий, слабый, немодулированный, сдавленный. Но при этом, нарушений звуков речи нет.  
 
Вопрос!  
Чем ринофония отличается от ринолалии? Сергей, Москва  
Ответ.  
Ринолалия - комплексное нарушение. То есть, если при ринофонии нарушен только голос (тембр), то при ринолалии есть ещё и дефекты звуков речи. Причём, много звуков нарушено, они звучат стёрто, слабо. Причина: расщелина твёрдого нёба.  
   
Автор ответов на Ваши вопросы: дефектолог / логопед для взрослых Ю.Н. Харашкевич
 
   
НЕ ВСЕГДА ГОВОРИ ТО, ЧТО ЗНАЕШЬ; НО ВСЕГДА ЗНАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ.
 
Матиас Клаудиус, немецкий поэт, публицист.
 
вверх  
 
 Материалы сайта используются только с прямого согласия обладателя информации дефектолога / логопеда Ю. Харашкевич.
 Авторские права
Логопед для взрослых Ю.Н.Харашкевич.
 
 © Copyright Логопедический Кабинет