|
|
Главная
> О логопедии> Для студента |
|
ЛОГОПЕД
- СТУДЕНТУ |
|
|
Автор
ответов на Ваши вопросы: дефектолог / логопед для взрослых
Ю.Н. Харашкевич
|
|
|
|
|
|
- Пришлите, пожалуйста, информацию об анализе звуков русского
языка; |
|
- Каковы
стадии развития речи ребёнка? |
|
- В
чём проявляется нарушение фонематического слуха? |
|
- Из
чего состоит интонация высказывания? |
|
- Как
у детей развивается речь - грамматически и лексически? |
|
- Каковы
причины заикания? |
|
- Какими
бывают проявления заикания? |
|
- Есть
ли правила речи для заикающихся? |
- Какие
свойства у голоса? |
- Что
такое ринофония? |
- Чем
отличается ринофония от ринолалии? |
|
Вопрос! |
Пришлите,
пожалуйста, информацию об анализе звуков русского языка - артикуляция
основных звуковых групп и их фонетические характеристики
(студентка Университета, США). |
Ответ. |
Здравствуйте,
А.! Начну так: фонетика включает изучение звуковой стороны русского
языка. |
Все
звуки делятся на гласные звуки (А, О, У, Э, Ы, И) и согласные
звуки (Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч,
Ш, Щ). |
Мы
с Вами разберём сначала только основные СОГЛАСНЫЕ звуки: |
|
шипящие
звуки: Ж, Ш, Щ, Ч. |
Дефектолог
/ логопед
|
[Ж] - артикуляция: губы вытянуты в виде -трубочки-; зубы
чуть-чуть приоткрыты; язык поднят -ковшиком-; воздух проходит
свободно, без преграды; говорится с голосом.
-характеристика звука: шипящий, звонкий (парный со звуком Ш),
твёрдый всегда! |
Юлия
Николаевна
|
Харашкевич
|
|
[Ш] - артикуляция: та же, что у звука Ж, но звук Ш говорится
без голоса.
-характеристика звука: шипящий, глухой (парный со звуком Ж),
твёрдый всегда! |
|
|
|
свистящие
звуки: З, С, Ц. |
|
[З]
- артикуляция: губы улыбаются; зубы сближены (но не сомкнуты);
кончик языка упирается в нижние зубы; струя воздуха идёт свободно;
звук говорится с голосом - звенит. |
|
-характеристика
звука: свистящий; звонкий (парный со звуком С); может быть и
мягким, и твёрдым. |
|
[С]
- артикуляция: та же, что у звука З, но звук С говорится без
голоса - свистит. |
|
-характеристика
звука: свистящий; глухой (парный со звуком З); может быть и
мягким, и твёрдым. |
|
|
|
звуки
Р, Л. |
|
[Р]
- (дрожащий), артикуляция: губы слегка улыбаются; зубы приоткрыты;
кончик языка дрожит, быстро касаясь альвеол (альвеолы - это
бугорки на нёбе за верхними зубами); звук говорится при сильном
выдохе; звук говорится с голосом; этот звук очень красивый,
музыкальный, придаёт речи чёткость и ясность. |
|
-характеристика
звука: звонкий всегда (непарный); может быть и твёрдым, и мягким. |
|
[Л]
- артикуляция: губы улыбаются; зубы приоткрыты; кончик языка
касается десны за верхними зубами; здесь образуется преграда
для струи воздуха; звук говорится с голосом. |
|
-характеристика
звука: звонкий всегда (непарный); может быть и твёрдым, и мягким. |
|
|
|
Вопрос! |
|
Каковы
стадии развития речи русского ребёнка? (студентка Университета,
США). |
|
Ответ. |
|
Речь
не является врождённой способностью человека, она формируется
постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления
речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой
зрелости; были бы развиты слух, зрение, осязание, обоняние;
развиты психические процессы: внимание, память, мышление; физическое
состояние было бы хорошим. |
|
Развитие
речи ребёнка начинается с трёх месяцев, с периода гуления.
Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению
звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи.
Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова,
обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются
не изолированно, сами по себе, а в процессе постепенного овладения
навыками произношения отдельных слов. На ранних этапах речевого
развития слова произносятся ребёнком очень искажённо. Правильным
произношением ребёнок овладевает очень постепенно. |
|
В
первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок
может произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К
9-10 месяцам ребёнок произносит отдельные звуки (это: гласные
А, О, Э и согласные П, Б, М) и слова, состоящие из одинаковых
слогов (из этих звуков и состоят первые слова: МАМА, ПАПА, БАБА).
К году словарь возрастает до 10-15 слов (кис, му, бе и др.). |
|
Несколько
позже усваиваются и другие (тоже простые по артикуляции)
звуки: гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Х, Й. Более
же сложные по артикуляции согласные звуки (свистящие С, З, Ц,
шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, соноры Л, Р) до 3-5 лет или полностью отсутствуют
в речи ребёнка или заменяются на более простые для произношения
звуки. Это называется возрастным косноязычием, и бывает свойственно
в определённом возрасте всем детям. |
|
Постепенно
развивается пассивный и активный словарный запас. К 2 годам
активный словарь насчитывает 250-300 слов. В то же время формируется
и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трёх слов,
постепенно к 3 годам фразовая речь усложняется. Активный
словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным
средством общения. К 5 годам словарь увеличивается до
2500-3000 слов. Фраза усложняется. К 6 годам ребёнок овладевает
грамматически правильной речью. |
|
Каждый
артикуляторно сложный звук усваивается ребёнком в несколько
этапов. Например, ребёнок не сразу овладевает произношением
звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СЬ и на С. Поэтому,
к примеру, слово ШУБА звучит сначала как ТЮБА, СЮБА, СУБА и
уже потом ШУБА. |
|
|
|
Вот
самые распространённые звуки-заменители для сложных по произношению
согласных: |
|
Л
- Й, ЛЬ, Л (йампа - лямпа - лампа) |
|
Р
- Й, ЛЬ, Л, Р (йиба - либа - лыба - рыба) |
|
С
- ТЬ, СЬ, С (тянки - сянки - санки) |
|
Ш
- ТЬ, СЬ, С, Ш (тюба - сюба - суба - шуба) |
|
Ц
- ТЬ, СЬ, Ц (тяпля - сяпля - цапля) |
|
Но
даже и после овладения правильным произношением звука ребёнок
неустойчиво использует его в речи некоторое время. Новый звук
используется в речи чаще, чем следует. Например, научившись
говорить Ш, ребёнок начинает употреблять его и вместо С (сумка
- шумка). Но по мере созревания речевого аппарата ребёнка совершенствуется
и его произношение, всё более приближаясь к норме. И ещё ребёнок
начинает различать звуки на слух, например: С-Ш; З-Ж; Ч-С, Ш-Щ,
С-Т, Ш-Ч и так далее. |
|
Необходимым
условием для исчезновения возрастного косноязычия является правильная,
чёткая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых. Это -
образец для подражания. Иначе процесс овладения речью у ребёнка
затрудняется и появляются искажённые звуки. С этой же точки
зрения вредно пребывание ребёнка среди неправильно говорящих
сверстников. И совсем недопустимо сюсюкание взрослых с ребёнком.
Здесь ребёнок лишается и стимула для улучшения своего произношения
(ведь взрослым нравится его речь!) |
|
|
|
Вот
примерные сроки окончательного усвоения детьми
звуков речи: |
|
1
- 2 года: А, О, Э, П, Б, М |
|
2
- 3 года: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, К, Г, Х, Н, Й |
|
3
- 5 лет: С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч |
|
4
- 6 лет: Л, Р |
|
Итак,
не позднее, чем к пяти-шести годам ребёнок должен овладеть
правильным произношением всех звуков речи. А также иметь достаточный
активный словарь и овладеть грамматически правильной речью. |
|
|
|
Вопрос! |
|
В
чём проявляется нарушение фонематического слуха? (студентка
МГПУ). |
|
Ответ. |
|
Фонематический
слух - это способность к слуховому восприятию звуков
речи, то есть фонем. Фонематический слух играет огромную роль
в овладении ребёнком звуковой стороной языка. Развитый Ф.с.-
важнейшее условие для успешного усвоения грамоты. |
|
Иногда
развитие Ф.с. у ребёнка задерживается. Это приводит к специфическим
недостаткам произношения: смешению, путанице звуков в словах.
|
|
Недоразвитие
и нарушение Ф.с. продолевается путём логопедических занятий. |
|
|
|
Вопрос! |
|
Из
чего состоит интонация высказывания? (студентка Пед. института) |
|
Ответ. |
|
Здравствуйте,
Е.! Интонация - это те произносительные средства, которые выражают
смысл и эмоциональные оттенки речи. Интонация включает:
ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика -
переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения.
Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов
(разных по силе голоса и длительности). Темп - скорость
произнесения речи. (При ускоренном - снижается внятность; при
замедленном - снижается выразительность). Тембр - эмоциональная
окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления,
радости, грусти и т.д. |
|
|
|
Вопрос! |
|
Я
знаю, что в английском языке есть стадии развития речи. Например,
в первой стадии (от 15-30мес.) начинают появляться простые предложения;
во второй (28-36 мес.) начинает появляться окончание –ing, а
также дети начинают говорить предложения, используя слова-предлоги:
на, в и.т.д. Есть ли в русском языке что-то подобное? (студентка
Университета, США) |
|
Ответ.
Развитие у детей грамматического и лексического оформления
речи: |
|
Здравствуйте,
А.! Конечно, и в русском языке есть такие же этапы в овладении
речью детьми. То есть, помимо произносительной стороны речи,
у ребёнка должны сформироваться правильные лексические и грамматические
представления. (Лексика - словарный запас ребёнка; грамматика
- согласование слов в предложении). |
|
|
|
Я
говорила, что развитие речи ребёнка начинается, примерно, с
3 месяцев. Мы уже подробно рассмотрели, как сформировывается
звукопроизношение. |
|
Несомненно,
речь развивается комплексно: активная речь ребёнка и понимание
им речи взрослых развивается одновременно. |
|
С
3 до 9 месяцев ребёнок просто лепечет; как бы играет звуками
и слогами; подражает звукам речи окружающих и в результате получаются
первые слова. Слоги для ребёнка становятся целым словом - мама,
папа, баба, дядя, дай, кс-кс, ав-ав, ам-ам и др. |
|
От
9 мес. до 1 года словарь увеличивается и включает названия
предметов, животных, игрушек; имена взрослых и детей. Ребёнок
живо реагирует на обращённую к нему речь. |
|
А
к 1,5 годам ребёнок говорит фразы из двух-трёх слов. Активный
словарь включает около 250 слов. |
|
На
протяжении 3-го года жизни в развитии ребёнка происходят
значительные изменения. Очень увеличиватся роль речи в поведении
ребёнка. Все реакции этого возраста на окружающее связаны с
речью. Ребёнок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся
к тому, что его непосредственно окружает. Быстро растёт словарь,
он достигает 1000 слов. Ребёнок уотребляет почти все части речи:
существительные (кто? что?), глаголы (что делает?), прилагательные
(какой?). Употребляет предлоги - за, под, перед, в, на, у, с,
к, и др. ( с папой; на стул; у яблочка) Ребёнок 3 лет начинает
говорить распространёнными предложениями. Например, ребёнок
3 лет говорит:"Договорились, сначала я морковку сьем, а
потом пойдём с тобой гулять". Или:"Мамочка, посмотри,
какие красивые цветы тётя несёт!" Меняется характер общения
со взрослыми и детьми: общение становится речевым! Ребёнок начинает
мыслить: сравнивать (снег белый, как сахар); обобщать (яблоко
красное и флажок красный); делать умозаключения (мальчики мамы
не бывают...) Дети этого возраста становятся почемучками, то
есть задают много вопросов (как, где, когда, а куда ). Умеют
пересказывать (по вопросам) сказку или рассказик. Ребёнок использует
суффиксальное словообразование: большая собака, а маленькая
собачка (кошка - кошечка; заяц - зайчик, зайка и т.д.) |
|
У
детей 4-го года жизни широко используется разговорная форма
речи. Увеличивается словарь, изложение связное. Предметы обьединяются
по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, т.д.
Согласовываются правильно существительные и прилагательные (синее
платье; синий шарик) или существительные и числительные (пять
шариков, один шарик); правильно употребляются падежные окончания.
Дети хорошо рассказывают или пересказывают. |
|
К
5 - 6 годам речь грамматически и лексически в основном сформирована. |
|
|
|
Вопрос! |
|
Каковы
причины заикания? (студент экономического колледжа) |
|
Ответ. |
|
Здравствуйте,
С.! Проблема заикания - логоневроза - занимает умы не одного
поколения людей. Есть мнение, что заикание возникает от испуга,
то есть - в результате психотравмы. Но это не единственная причина
заикания. |
|
Многие
дети, особенно в раннем возрасте, пугаются, но далеко не все
после этого начинают заикаться. Следовательно, у ребёнка, начавшего
заикаться, были предпосылки для возникновения заикания. |
|
Каковы
же эти предпосылки? 1) неблагоприятные условия жизни и работы
матери, а также разные заболевания в период беременности, поэтому
здоровье ребёнка ослаблено, что и способствует появлению у него
запинок; |
|
2)
также появлению у человека заикания (или судорожных запинок)
способствуют: черепно-мозговые травмы, соматические и инфекционные
заболевания с высокой температурой; |
|
3)
наследственная предрасположенность; |
|
4)
чрезмерные интеллектуальные нагрузки; |
|
5)
увлечение комьютерными и другими играми с агрессивной основой;
|
|
6)
различного рода эмоциональное напряжение, психотравмы; семейные
конфликты. |
|
В
возникновении заикания первостепенную роль играет нарушение
взаимоотношений нервных процессов коры головного мозга. То есть
нервный срыв в деятельности мозга. Отражается этот срыв в наиболее
тонкой и ранимой области высшей нервной деятельности - в речи.
|
|
|
|
Вопрос! |
|
Какими
бывают проявления заикания? (студент экономического колледжа)
|
|
Ответ. |
|
Здравствуйте,
С.! Проявления заикания к настоящему времени изучены достаточно
полно, эти проявления очень многообразны. Заикание проявляется
не только как расстройство речи, но и как расстройство физического
здоровья, общей моторики, расстройство нервной системы, к тому
же заикание проявляется и в некоторых психических отклонениях. |
|
У
заикающихся часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность
движений или наоборот - двигательное беспокойство. Боязнь, даже
- страх речи, эмоциональная угнетённость, неуверенность в себе,
раздражительность, постоянные переживания из-за своей речи,
ощущение своей, как бы, неполноценности, физическое напряжение
во время речи. |
|
Всё
это иногда приводит к изменению личности заикающегося и к нарушению
общения его с окружающими. |
|
Таковы
- кратко - проявления заикания. |
|
|
|
Вопрос! |
|
Есть
ли правила речи для заикающихся? (студентка колледжа) |
|
Ответ. |
|
Да,
Инна, существуют такие рекомендации: |
|
1)
Разговаривая, необходимо придать телу свободную позу, чтобы
мышцы шеи и плеч не напрягались. |
|
2)
Перед началом речи сделайте вдох и сразу же начинайте говорить
на плавном выдохе, не торопясь. |
|
3)
Во время речи держитесь естественно и смотрите на собеседника. |
|
4)
Говорите чётко, гласные произносите немного протяжно. |
|
5)
Согласные произносите легко, свободно. |
|
6)
В каждом слове выделяйте ударный гласный - произносите его длительнее
и громче. |
|
7)
Первое слово во фразе говорите тише и медленнее, чем остальные. |
|
8)
Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова в
этих отрезках произносите слитно. |
|
9)
В конце каждого предложения делайте чёткую паузу. |
|
10)
Говорите выразительно. |
|
11)
Говорите в ровном, умеренном темпе. |
|
12)
Не спешите с ответом. |
|
13)
При неудаче остановитесь, успокойтесь и начинайте говорить помедленнее. |
|
14)
Контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, головой. |
|
|
|
Вопрос! |
|
Какие
свойства у голоса человека? Олег, Москва. |
|
Ответ. |
|
Олег,
ответ на этот вопрос Вы прочитаете в СЛОВАРЕ
ЛОГОПЕДА >> (буква Г - голос). |
|
|
|
Вопрос! |
|
Что
такое ринофония? Сергей, Москва |
|
Ответ. |
|
Нарушение
тембра голоса. Человек говорит с прононсом, то есть - в нос.
Вообще - голос тихий, слабый, немодулированный, сдавленный.
Но при этом, нарушений звуков речи нет. |
|
|
|
Вопрос! |
|
Чем
ринофония отличается от ринолалии? Сергей, Москва |
|
Ответ. |
|
Ринолалия
- комплексное нарушение. То есть, если при ринофонии нарушен
только голос (тембр), то при ринолалии есть ещё и дефекты звуков
речи. Причём, много звуков нарушено, они звучат стёрто, слабо.
Причина: расщелина твёрдого нёба. |
|
|
|
Автор
ответов на Ваши вопросы: дефектолог / логопед для взрослых
Ю.Н. Харашкевич
|
|
|
|
НЕ
ВСЕГДА ГОВОРИ ТО, ЧТО ЗНАЕШЬ; НО ВСЕГДА ЗНАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ.
|
|
Матиас Клаудиус, немецкий поэт, публицист.
|
|
|
|
|
|