Логопед для взрослых
 
 
Главная > Для делового человека > Статьи > Как самому себе исправить речь?
 КАК САМОМУ СЕБЕ ИСПРАВИТЬ РЕЧЬ
Автор: дефектолог / логопед для взрослых Юлия Николаевна Белик-Харашкевич
 
 
Вышколенная, не позволяющая себе ни единого обидного слова, резкого жеста. Всё легко и удобно.
Нежно и приятно. Её зовут Теория. Живёт она на гладких, несложных страничках книжек и интернет-
сайтов.
 
По-человечески коварный, по-звериному мстительный, хищнически-жестокий, могучий. Одно движение -  
и человеку смерть. Его имя - Практика. Придёте к нему с красивой книжечкой или самодельными  
знаниями с сайтика - и он вас загрызёт.  
   
Логопед для взрослых Ю.Н.Харашкевич.
 
   
Я иногда удивляюсь, ну почему бы не попробовать самому себе вырезать аппендицит? Или замахнуться  
на что-нибудь посложнее - полостную операцию сделать. А? Только - самостоятельно, сам себе!  
Почему, не хотите? Странно...  
А в речевых зонах мозга операции себе самостоятельно делать можете?  
Самому, не имея ни логопедических знаний (кроме обрывков чужих интернетовских измышлений),  
ни логопедического опыта (ни малейшего!) - пытаетесь сами себе исправить привычки мозга.  
 
   
Чтобы придти во дворец в гости к госпоже Теории, надо просто предварительно порыться в интернете,
насобирать корзинку разных и разнообразных советов. Вот и все сборы.
 
Чтобы придти в дремучий лес, где живёт непредсказуемая Практика, надо быть весьма вооружённым:
- систематическими дипломированными знаниями логопедии,
- опытом логопедической работы
- и - думаю, Вы догадались! - чистой ясной дикцией.
Только тогда Практику можно усмирить.
У Вас есть это оружие?
Или желаете пойти на медведя Практику с голыми руками и отбиваться от него корзинкой
с советами?
 
 
Человек с дефектным произношением звуков, по определению, не знает, как звучит нормальный звук!  
Он просто не может этого знать, чувствовать и слышать.  
Потому что у него всё дефектное, все системы, которые обслуживают речь неверно настроены.  
И речевой (фонематический) слух - слух, предназначенный только для распознавания звуков речи,
и голос,
и речевое дыхание.
 
И, конечно, язык привык делать не то, что надо.  
Так как же можно себе самому исправить дефект, не зная, что такое норма??  
Иди туда - не знаю, куда.  
Принеси то - не знаю, что.  
Вы знаете, какой он - верный чистый нормальный звук?  
Вы его знаете и чувствуете?  
Вы сумеете создать действительно правильный звук?  
   
   
Да, у взрослого человека язык привык к дефектному произношению.  
Не только язык, главное - речевые зоны мозга образовали и удерживают стойкую связь, привычку,  
навык говорить неверно.  
Речевой слух привык слышать неверные звуки и считает их нормальными, своими.  
Поток речевого дыхания привычно распределяется особым, неверным образом.  
Голосовые складки привыкли плохо работать: у человека с дефектным произношением голос часто бывает  
тихим и каким-то детским.  
И этой привычке не год и не два. Ведь человек - взрослый. Поэтому привычке много лет.  
То есть форма нарушения - хроническая. Это требует больших усилий и тонкой работы.  
Вы знаете эту работу, её последовательность, её законы?  
Вы знаете все опасности, с которыми встречается любой взрослый человек, исправляя  
свою речь?  
   
   
Но это - поверхность айсберга. А в глубине лежат многие комплексы, психологические проблемы.  
Их необходимо вылечить!  
Иначе взрослому человеку будет очень сложно начать говорить, когда он исправит звуки.  
Необходим опыт, практические знания психотерапии (именно в области логопедии взрослого человека).  
Надо знать эти проблемы. Уметь их выявить и вылечить.  
Что гораздо сложнее, чем устранить дефект звуков.  
Вы обладаете таким опытом?  
   
   
Взрослый человек, пускаясь в самостоятельное исправление своей речи, не знает - куда он идёт,  
правилен ли его путь, и вообще, каков конец пути.  
Человек нуждается в поддержке и направлении своих усилий в правильное русло. Причём, постоянно  
нуждается в этом. Для этого и существует логопед.  
Как может корабль плыть без штурмана, наугад, на авось, не учитывая ни силу течений, ни угрозы  
рифов и мелей?  
Не зная опасностей, которые, как правило, ожидают в определённых местах.  
А если не знать этих опасностей - то Вы получите не исправленный звук, а новенький дефект.  
Шило на мыло сменяете.  
Например, вместо дефектного горлового Р получаем одноударный Р - тоже дефект.  
Сколько раз я это видела и слышала у людей, приходящих на консультацию, которые сами себе речь  
пытались исправить.  
Вы точно знаете и понимаете свою дорогу?  
Вы обладаете знаниями о точном выверенном маршруте?  
Вы - экстремал? Вам просто хочется повстречаться по дороге с голодным зверем, чтобы  
послушать его медвежий рык и испробовать на себе остроту его клыков? (не забыли своё оружие -  
- корзинку?)  
   
   
Речь взрослого человека так устроена, что, получив правильный звук, речь не хочет его употреблять.  
(Даже, если вы отступите от своих самодеятельных убеждений и всё-таки поставите себе верный звук с  
помощью логопеда. А дальше опять продолжите стараться сами).  
Речь просто не умеет это делать. Речь взрослого человека уже сформирована, и она уже не знает, что ей  
делать с новеньким звуком. (И вообще считает его чужим и странным).  
Чтобы научить взрослого человека пользоваться новым верным звуком, ему необходимо пройти большой  
этап введения в речь звука. Причём - специально для взрослого человека.  
Должна соблюдаться определённая последовательность введения в речь звука у взрослого человека.  
При нарушении этой последовательности пользоваться звуком в итоге бывает или тяжело, или невозможно.  
Это похоже на ситуацию, когда опытный хирург (в нашем случае - логопед) провёл успешную  
сложную операцию, но в послеоперационный период у больного уже не было профессионального  
лечения. И что? Больной помер.  
Вы знаете, как ввести в речь звук у взрослого человека?  
У Вас есть подробный методический материал?  
Вы знаете последовательность введения звука в речь?  
Всё это сугубо индивидуально, то есть подходит именно Вам?  
(а не Иришке из ВКонтакте, или Анониму из отзывов логопедического сайта)  
   
   
А сейчас я говорю, как логопед: "А Вы думаете, заново исправлять речь - это легко? Заново исправлять  
дефект речи в несколько раз тяжелее, чем исправлять дефект речи, с которым ничего не пытались  
сделать".  
Речь бывает замучена доморощенными опытами и иногда отказывается ещё раз всё переправлять.  
Вы готовы ставить опыты над собственной речью, как над лабораторным мышонком?  
Вам не жаль собственную речь, обречённую на судьбу несчастного мышонка?  
   
   
Очень часто приходится слышать такие слова: "Я прочитал в интернете и стал делать. Чего-то звук  
получился неудобный".  
В логопедии всё - сугубо индивидуально.  
Это всем известное правило особенно действует в логопедии взрослого человека. И действует  
на всех этапах исправления речи, а не только в начале.  
(поэтому меня искренне удивляют взрослые (!) люди соглашающиеся на групповые логопедические  
занятия. Об этом - в другой статье).  
Вот Вы прочитали (или просмотрели) чей-то совет. А кто поручится, что именно Вам это принесёт пользу,  
а не разочарование. А, может быть, вред.  
Речь каждого, отдельно взятого, человека имеет свои, присущие исключительно ей, особенности.  
Равно, как и строение артикуляционного аппарата, у нас у всех вовсе не абсолютно одинаковое.  
Вы точно знаете, что этот совет именно Вам поможет?  
   
   
Логопедия для взрослых - новая область логопедии.  
Не всякий логопед решится взяться за исправление дефектов у взрослого человека.  
А Вы говорите - я сам.  
Вы - эксперт в логопедии для взрослых?  
Итак, мой самостоятельный друг, Вы всё ещё уверены, что все логопеды - дураки,  
один Вы - умный?  
   
И - главное. Ни разу. Слышите? Ни разу я не слышала действительно чистую речь у тех,  
кто пытался что-то сам себе исправлять. И убеждал себя, что исправил.  
 
Фотографии из фильмов:
Автор: дефектолог / логопед для взрослых Юлия Николаевна Белик-Харашкевич
ЦАРЬ П.Лунгина
ПЁТР ПЕРВЫЙ В.Бортко
 
 Материалы сайта используются только с прямого согласия обладателя информации дефектолога / логопеда Ю. Харашкевич.
 Авторские права.
Логопед для взрослых Ю.Н.Харашкевич.
 
 © Copyright Логопедический Кабинет.