Логопед для взрослых
 
Главная > О логопедии> Мой почерк и моя речь взаимосвязаны?
 МОЙ ПОЧЕРК И МОЯ РЕЧЬ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ?
Автор статьи: дефектолог / логопед Юлия Николаевна Харашкевич
 
 
Элегантный "Паркер", мягко поблескивая золотым пером, ждал своего часа, лёжа в фирменном футляре
и приятно подчёркивая ясную чистоту листа. Рядом - торопливые пальчики стучали по клавиатуре
компьютера, заканчивая реферат. Наконец, работа была закончена, и пальчики взялись за Паркер.
 
Изящная ручка была цепко и угловато ухвачена в кулачок, пальцы скрючены. В результате, путём  
напряжённых и каких-то бестолковых усилий, на листе появились строки, в народе имеющие точное
прозвище - "курица лапой написала".
 
Сегодня куриная лапа пишет не только "Паркером", но и просто ручкой-шариком, и карандашом, и
фломастером. И - чистый лист покрывается или пьяно-кривыми, или пузато-расплывающимися буквами -
напряжённым творением куриной лапы.
 
Логопед для взрослых Юлия Белик-Харашкевич

Наш почерк. Что он может о нас рассказать?

И, главное - как почерк связан с нашей устной речью?

И связан ли вообще?

 
Иоганн Каспар Лафатер (1741-1801гг.) швейцарский философ и писатель, отмечал
тесную связь и соответствие между устной речью и почерком.
 
Почерк - это письменная речь. Письменная и устная речь тесно связаны.
И в письменной речи, то есть в почерке, и в устной речи - отражаются наиболее существенные качества
человека. И письменная речь, и устная речь - передают содержание, суть поведения и поступков.
Но передаёт по-разному. В устной речи высказывание дополняют: поза, жесты, мимика. А в письменной
речи все эти элементы поведения - поза, жесты, мимика - "отпечатываются" в почерке. Почерк вбирает в
себя всё то, что человек обычно выражает в устной речи. Если можно так выразиться, почерк - это эмоция
письменной речи.
 
Ручка или карандаш - подобие музыкального инструмента. А музыка этого чудесного инструмента - слова.
И этот инструмент вызывает чувства - то есть почерк.
 
Почерк одних людей - приятен, как хорошая музыка. Например, творения Моцарта мелодичны, округлённы,
гармоничны, мягко и легко льются. Так и красивый почерк, как говорится, ласкает взгляд.
Как всё взаимосвязано! Музыка Моцарта с успехом и уже давно используется для лечения сложных
речевых расстройств или дефектов речи.
Пример: косноязычная, дефектная речь французского актёра Жерара Депардье >> была исправлена
с помощью музыкальных творений бессмертного Вольфганга Амадея Моцарта.
 
Письменная речь формируется на базе устной и кодирует её. Эти два вида речи связаны "тысячами
переходов друг в друга", как пишет Л.А.Булаховский. Например, написанное - читаем вслух. А сказанное -
записываем.
 
Неправильно сформированная устная речь, дефекты произношения, дефекты дикции - влияют на
образование письменной речи. Если ребёнок путает звуки речи, произносит звуки с дефектами - всё это
будет отражено в его письменной речи.
 
Если дикция небрежна, произношение с дефектами, то, соответственно, и почерк будет иметь такие
специфические особенности, которые и называются - "писать куриной лапой".
 
Век информатизации диктует свои законы, скажете вы. Те, кто скоро пойдёт в первый класс, будут учиться
с прицелом на дальнейшую компьютеризацию мира. И, в первую очередь, это коснётся письменной речи,
красивого и чёткого почерка.
 
Зачем сейчас иметь хороший почерк? Вполне можно обойтись "куриной лапой".
Тогда и правописание зачем? Можно и без правил писать.
И вообще, зачем читать, если можно просто слушать.
Зачем писать, можно просто свои мысли компьютеру надиктовать.
Эээ… мысли??..... Ну, если таковые появятся у человека, воспитывающегося в таких условиях.
 
Когда мы берём ручку и начинаем писать, в это время наш мозг начинает работать по-другому, в сравнении
с тем, когда мы печатаем. То есть наш мозг работает по-другому при письме, чем при нажатии на клавиши.
Проверенный современными исследованиями факт: словарный запас ребёнка начинает значительно
отставать, если он пользуется исключительно клавиатурой. А предложения становятся короче и проще.
И всё это в сравнении с теми детьми, которые часто пишут от руки.
Отказ от обучения детей навыкам начертания букв, понятному, чёткому почерку -ведёт к интеллектуальной
деградации страны.
 
Главное: именно письмо способствует качественной работе устной речи (а значит,
улучшению дикции), мышления и памяти.
Именно письмо способствует не только улучшению речи, но повышению интеллекта в целом.
 
   
Автор статьи: дефектолог / логопед Юлия Николаевна Харашкевич.
 
вверх  
 
 Материалы сайта используются только с прямого согласия обладателя информации дефектолога / логопеда Ю. Харашкевич.
 Авторские права
Логопед для взрослых Ю.Н.Харашкевич.
 
 © Copyright Логопедический Кабинет.