|
|
Главная
> О логопедии> Мой почерк
и моя речь взаимосвязаны? |
|
МОЙ
ПОЧЕРК И МОЯ РЕЧЬ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ? |
|
|
Автор
статьи: дефектолог / логопед Юлия Николаевна Харашкевич
|
|
|
|
|
|
Элегантный
"Паркер", мягко поблескивая золотым пером, ждал своего
часа, лёжа в фирменном футляре |
|
и
приятно подчёркивая ясную чистоту листа. Рядом - торопливые
пальчики стучали по клавиатуре |
|
компьютера,
заканчивая реферат. Наконец, работа была закончена, и пальчики
взялись за Паркер. |
|
|
|
Изящная
ручка была цепко и угловато ухвачена в кулачок, пальцы скрючены.
В результате, путём |
|
напряжённых
и каких-то бестолковых усилий, на листе появились строки, в
народе имеющие точное |
прозвище
- "курица лапой написала". |
|
Сегодня
куриная лапа пишет не только "Паркером", но и просто
ручкой-шариком, и карандашом, и |
фломастером.
И - чистый лист покрывается или пьяно-кривыми, или пузато-расплывающимися
буквами - |
напряжённым
творением куриной лапы. |
|
|
Наш
почерк. Что он может о нас рассказать?
И,
главное - как почерк связан с нашей устной речью?
И
связан ли вообще?
|
|
|
|
Иоганн
Каспар Лафатер (1741-1801гг.) швейцарский философ и писатель,
отмечал |
тесную
связь и соответствие между устной речью и почерком. |
|
Почерк
- это письменная речь. Письменная и устная речь тесно связаны. |
И
в письменной речи, то есть в почерке, и в устной речи - отражаются
наиболее существенные качества |
человека.
И письменная речь, и устная речь - передают содержание, суть
поведения и поступков. |
Но
передаёт по-разному. В устной речи высказывание дополняют: поза,
жесты, мимика. А в письменной |
речи
все эти элементы поведения - поза, жесты, мимика - "отпечатываются"
в почерке. Почерк вбирает в |
себя
всё то, что человек обычно выражает в устной речи. Если можно
так выразиться, почерк - это эмоция |
письменной
речи. |
|
Ручка
или карандаш - подобие музыкального инструмента. А музыка этого
чудесного инструмента - слова. |
И
этот инструмент вызывает чувства - то есть почерк. |
|
Почерк
одних людей - приятен, как хорошая музыка. Например, творения
Моцарта мелодичны, округлённы, |
гармоничны,
мягко и легко льются. Так и красивый почерк, как говорится,
ласкает взгляд. |
Как
всё взаимосвязано! Музыка Моцарта с успехом и уже давно используется
для лечения сложных |
речевых
расстройств или дефектов речи. |
Пример:
косноязычная, дефектная
речь французского актёра Жерара Депардье >>
была исправлена |
с
помощью музыкальных творений бессмертного Вольфганга Амадея
Моцарта. |
|
Письменная
речь формируется на базе устной и кодирует её. Эти два вида
речи связаны "тысячами |
переходов друг в друга", как пишет Л.А.Булаховский. Например,
написанное - читаем вслух. А сказанное - |
записываем. |
|
Неправильно
сформированная устная речь, дефекты произношения, дефекты дикции
- влияют на |
образование
письменной речи. Если ребёнок путает звуки речи, произносит
звуки с дефектами - всё это |
будет
отражено в его письменной речи. |
|
Если
дикция небрежна, произношение с дефектами, то, соответственно,
и почерк будет иметь такие |
специфические
особенности, которые и называются - "писать куриной лапой". |
|
Век
информатизации диктует свои законы, скажете вы. Те, кто скоро
пойдёт в первый класс, будут учиться |
с
прицелом на дальнейшую компьютеризацию мира. И, в первую очередь,
это коснётся письменной речи, |
красивого
и чёткого почерка. |
|
Зачем
сейчас иметь хороший почерк? Вполне можно обойтись "куриной
лапой". |
Тогда
и правописание зачем? Можно и без правил писать. |
И
вообще, зачем читать, если можно просто слушать. |
Зачем
писать, можно просто свои мысли компьютеру надиктовать. |
Эээ…
мысли??..... Ну, если таковые появятся у человека, воспитывающегося
в таких условиях. |
|
Когда
мы берём ручку и начинаем писать, в это время наш мозг начинает
работать по-другому, в сравнении |
с
тем, когда мы печатаем. То есть наш мозг работает по-другому
при письме, чем при нажатии на клавиши. |
Проверенный
современными исследованиями факт: словарный запас ребёнка начинает
значительно |
отставать,
если он пользуется исключительно клавиатурой. А предложения
становятся короче и проще. |
И
всё это в сравнении с теми детьми, которые часто пишут от руки. |
Отказ
от обучения детей навыкам начертания букв, понятному, чёткому
почерку -ведёт к интеллектуальной |
деградации
страны. |
|
Главное: именно письмо способствует качественной работе устной
речи (а значит, |
улучшению
дикции), мышления и памяти. |
Именно
письмо способствует не только улучшению речи, но повышению интеллекта
в целом. |
|
|
|
Автор
статьи: дефектолог / логопед Юлия Николаевна Харашкевич.
|
|
|
|
|
|