Логопед для взрослых
 
Главная > О логопедии> Основатели дефектологии, логопедии в России
 ОСНОВАТЕЛИ ДЕФЕКТОЛОГИИ, ЛОГОПЕДИИ В РОССИИ
Автор: дефектолог / логопед Юлия Николаевна Харашкевич
Посвящается выдающимся дефектологам России
 
LOGOS -слово и PAIDEIA -воспитание - эти греческие слова дали название науке - ЛОГОПЕДИИ.
Логопедия - наука о речи. О человеческой речи - словесной речи.
Дефектология и логопедия, как отрасль дефектологии, одни из самых гуманных наук в области
человеческих знаний. Они созданы для помощи тем людям, которые лишены слуха, речи, зрения,  
интеллекта.  
   
Дефектология (и логопедия, частности) синтезирует в себе знания и опыт многих других наук: медицины,  
педагогики, психологии, лингвистики, неврологии, физиологии, психофизиологии, фониатрии (наука о  
голосе), психиатрии, оториноларингологии, нейропсихологии, нейролингвистики, основывает всё  
исключительно на высоко-нравственных началах добра, сострадания, любви к ближнему.  
И не просто сострадания, а деятельного, активного, результативного добра и сострадания к человеку.  
Поэтому дефектология и логопедия, в частности, являют собой пример науки, жертвенно служащей людям,  
потерявшим в жизни слишком много, подчас - всё.  
   
Московский Государственный Педагогический Университет /МГПИ им. Ленина/ был основан в 1872г.  
МГПУ - ведущее высшее учебное заведение России, которое выпускает дефектологов: логопедов (и других  
специалистов).  
   
Этот университет, дефектологический факультет /кафедра логопедии/ - окончила автор этой статьи,  
автор сайта, где Вы находитесь - logos.pp.ru  
и сайта https://logoped-cabinet.ru >>  
- дефектолог / логопед Юлия Харашкевич >>  
   
Дефектологический факультет МГПУ был основан в 1920г.  
А в 1946г. под руководством профессора Ф.А. Рау на факультете было открыто первое в стране отделение логопедии.  
Многие десятилетия факультет возглавляли создатели дефектологии, логопедии в России - как науки. О  
чём ещё можно говорить после этих слов?  
   
Мне хочется рассказать Вам кратко о жизненном пути некоторых из учёных-дефектологов, которые стояли у  
истоков дефектологии и логопедии в России.  
Можно сказать, что эти учёные учредили высшее дефектологическое образование в России.  
   
Благодаря им дефектологический факультет /кафедра логопедии/ Московского Государственного  
Педагогического Университета /МГПИ им. Ленина/ выпустил специалистов, которые стали учёными с  
мировой известностью в области дефектологии и логопедии.  
Многие оставались преподавать на дефектологическом факультете, благодаря чему будущие специалисты  
получали (и получают) фундаментальную подготовку.  
 
Логопед для взрослых о Рау Ф.А.
РАУ Фёдор Андреевич (1868-1957). Русский дефектолог, доктор педагогических наук,
профессор.
 
Фёдор Андреевич Рау - один из организаторов высшего дефектологического образования в России.
В течение многих лет Фёдор Андреевич возглавлял Кафедру логопедии Дефектологического факультета
Московского Государственного Педагогического Университета (МГПУ им.Ленина). РАУ Ф.А.
Разрабатывал вопросы теории и практики логопедии и сурдопедагогики. Большое внимание уделял подготовке кадров логопедов и сурдопедагогов.  
Организатор и участник многих съездов и конференций по обучению и воспитанию аномальных детей. Организатор Клуба беглого чтения с губ. Организатор Курсов по исправлению речи.  
Читал лекции по исправлению дефектов речи врачам Мосздравотдела.  
Организовал кружок по логопедии и логотерапии при Центральном Доме Работникоа Просвещения с 1924г.  
Консультировал и обучал студентов - будущих логопедов.  
Ф.А. Рау - автор и редактор большого числа печатных трудов: монографий, статей, учебников, методических пособий по логопедии.  
Достижения в науке и общественном служении у Фёдора Андреевича - огромны.  
Его укрепляло сознание того, какому поистине благородному делу он посвятил всю свою жизнь.  
 
Так же и супруга Фёдора Андреевича - Наталья Александровна (1870-1947) была одарённым учёным-дефектологом.
 
Известными учёными-дефектологами стали и их дети: сын Фёдор Фёдорович (род.1910) и дочь Елена Фёдоровна (1898-1969).  
В день своего юбилея Фёдор Андреевич процитировал Шиллера: -Если ты не сможешь сделать что-нибудь большое, то сумей в маленьком деле быть большим.-  
Но мы - благодарные его последователи, можем ответить - в большом деле ты стал большим!  
   
КАЩЕНКО Всеволод Петрович (1870-1943). Русский врач-психиатр, профессор,
Логопед для взрослых о Кащенко В.П.
общественный деятель.
 
Один из основателей высшего дефектологического образования.
Создатель Дома изучения ребёнка (1918). Автор многих работ, посвящённых проблемам дефектологии.
Один из организаторов учебно-воспитательных и лечебных учреждений для аномальных детей.
Организатор научно-исследовательской работы в области дефектологии.
До 1931г. заведовал кафедрой лечебной педагогики на дефектологическом факультете МГПУ им. Ленина. КАЩЕНКО В.П.
   
Всеволод Петрович закончил медицинский факультет Московского Университета. Получив диплом и возможность научной карьеры, Всеволод Петрович становится земским врачом.  
Желая быть ближе к простым людям и оказывать им помощь. В 1905г. он возглавил Комитет помощи раненым революционерам.  
В 1908г. Всеволод Петрович отправился в научную командировку, растянувшуюся на полгода. И побывал в Германии, Бельгии, Италии, Швейцарии.  
Вернувшись он организовал первое в мире уникальное детское учреждение, сочетавшее лечебные, педагогические и исследовательские задачи.  
   
Всеволод Петрович говорил, что ребёнок нуждается в радости, в то же время воспитание должно быть трудовым.  
Супруга Всеволода Петровича - Анна Владимировна обладала не только хорошим образованием, но и  
широкой культурой и, главное, добрым сердцем. Её влияние в школе было целительно для детей.  
Всеволод Петрович не говорил - дефективные дети, а употреблял слово - исключительные. Подчёркивая  
этим, что врачи имеют дело с аномалиями, которые вызваны не только психическими особенностями, но и  
окружающей средой, неправильными - образом жизни и социальными условиями.  
   
Важна и другая сторона вопроса: недостатки ребёнка вовсе не означают, что в будущем, как взрослый, он  
будет неполноценным. То есть нельзя ставить штамп неполноценности на ребёнке. Так как при усилиях  
врачей и педагогов этот же ребёнок вполне может стать достойным членом общества. Речь должна идти о редкой ситуации, в которой ребёнок находился.  
Всеволод Петрович говорил, что коррекция недостатков личности - проблема государственной важности.  
Это актуально и сейчас, не правда ли?  
   
Всеволод Петрович принимал деятельное участие в многих съездах и конференциях. Выступал с докладами, которые не утратили своей актуальности и для современных дефектологов.  
После революции 1917г. Всеволод Петрович работал в Народном Комиссариате Просвещения. А санаторий-  
школу Всеволод Петрович передал государству. На его основе в 1918г. был организован Дом изучения ребёнка. Аналогов в мире не было.  
   
Шла гражданская война. Разруха и голод хозяйничали в стране. Но правительство находило время и  
возможности для решения вопросов воспитания и развития детей с отклонениями в развитии. В 1920г.  
прошёл съезд по борьбе с детской дефективностью. Итогом съезда стало постановление об организации  
детских учреждений и о необходимости государственной подготовки специалистов-дефектологов. По  
поручению правительства Кащенко возглавил первое высшее учебное заведение, выпускающее  
дефектологов.  
И до 1931г. заведовал кафедрой лечебной педагогики на дефектологическом факультете МГПУ им. Ленина.  
   
Всеволод Петрович говорил о необходимости сочетания в дефектологе педагога и врача.  
И о необходимости для дефектолога развивать интуицию.  
   
С 1928г. Всеволод Петрович работал как профессор-консультант в области психоневрологии, дефектологии и логотерапии.  
Всеволода Петровича Кащенко можно назвать одним из основателей советской школы дефектологии. А его  
книги по дефектологии были первыми учебниками по дефектологии в России.  
К сожалению, проблема аномальных - исключительных детей сегодня становится всё более актуальной.  
Чтобы оздоровить общество - необходимы усилия не только врачей и родителей, но и самого общества в  
целом. Об этом всегда говорил Всеволод Петрович. Иначе может сбыться прогноз Всемирной Организации  
Здравоохранения:  
-К концу 20-го века 14% детей в мире будут серьёзно психически больны.-  
   
ВЫГОТСКИЙ Лев Семёнович (1896-1934). Выдающийся русский психолог, профессор.
Логопед для взрослых о Выготском Л.С.
 
Выдающийся русский психолог, профессор, автор многочисленных экспериментальных и теоретических
исследований в области общей, детской, специальной, а также клинической психологии.
Л.С. Выготский выдвинул тезис о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка,
провёл первые исследования усвоения понятий в процессе школьного обучения.
Выготский положил начало успешной разработке в России различных отраслей специальной психологии. ВЫГОТСКИЙ Л.С.
Л.С. Выготский вел не только активную научную деятельность, но и практически много работал в области дефектологии.  
   
В 1926г. он организовал Лабораторию по психологии аномального детства при Медико-Педагогической  
станции (Москва, ул. Погодинская, 8). Здесь велась обширная научно-исследовательская работа.  
В 1929г. был создан Экспериментальный Дефектологический Институт - ЭДИ. С начала работы ЭДИ Л.С.  
Выготский был его научным руководителем. И до последних дней своей жизни им оставался. Обучая  
дефектологов, Лев Семёнович на своих лекциях и семинарах подробно исследовал каждый случай,  
вскрывал причины дефекта - что очень важно! - и давал практические рекомендации врачам и родителям.  
   
С 1933 г. Л.С. Выготский стал уделять особое внимание изучению детей с нарушениями речи.  
Проведённые Л.С. Выготским в ЭДИ исследования и в наше время являются основополагающими для решения проблем дефектологии.  
Лев Семёнович создал научную систему в области дефектологии. И сейчас, в наши дни она оказывает большое влияние на развитие теории и практики современной дефектологии.  
Среди его трудов наиболее интересен для дефектологов - Избранные психологические исследования: мышление и речь.  
Такие известные дефектологи, как Р.Е. Левина, Т.А. Власова, Н.Г. Морозова, которые работали под  
руководством Льва Семеновича, пишут о нём: -Его труды служили научной основой построения  
специальных школ. И теоретически обосновывали принципы и методы изучения аномальных детей. Работы  
Льва Семёновича вошли в сокровищницу советской и мировой науки, особенно - психологии, дефектологии, психоневрологии.-  
   
ГРАБОРОВ Алексей Николаевич (1885-1949). Выдающийся русский дефектолог.
Логопед для взрослых о Граборове А.Н.
 
Один из организаторов специальных вспомогательных школ.
Создатель эффективных методик обучения и воспитания аномальных детей. В 1915 году в Петербурге им
была открыта частная школа для аномальных детей.
  ГРАБОРОВ А.Н.
Алексей Николаевич Граборов - автор многих научно-исследовательских работ в области дефектологии.  
Он впервые организовал лекции для родителей аномальных детей. Подготовил много педагогов для специальных школ.  
   
Автор: дефектолог / логопед Юлия Николаевна Харашкевич.
Дополнение: Дефектологический словарь
вверх  
 
 Материалы сайта используются только с прямого согласия обладателя информации дефектолога / логопеда Ю. Харашкевич.
 Авторские права
Логопед для взрослых Ю.Н.Харашкевич.
 
 © Copyright Логопедический Кабинет